Все, кто хотят жить достойно сейчас и в будущем, все, кому не безразлична судьба родителей и собственная судьба - присоединяйтесь к нашему движению!

"... нужда делает людей жестокими"

Бертран Рассел

Главная

Меморандум движения

Запись в движение

Русский

עברית

Налог на засуху и на наводнение

(О косвенном налоге на воду, ВСЕ-народном – по количеству налогоплательщиков и АНТИ-народном – по своей сущности)

Нынешней зимой природа, по-видимому, решила наконец отдать нашей земле свой водный долг, накопившийся за последние годы, и обрушила на нас щедрые атмосферные осадки. Однако, правительство страны в очередной раз, видимо "по инерции", повысило цену на воду для населения (на 2,8 процента).

Надо отметить, что многократные прежние повышения стоимости воды, имевшие место в условиях многолетней засухи, воспринимались гражданами страны, хотя и без восторга, но с пониманием. Однако последнее повышение вызвало у него естественное недоумение, настолько разительно оно противоречило значительно улучшившейся ситуации с водой в стране.

К истории вопроса

Последнее десятилетие было отмечено кардинальным изменением в водной политике Израиля. В 2001 году был принят закон, по которому функции распределения воды и контроль за городскими водными и канализационными сетями должны были быть переданы из рук муниципалитетов в руки компаний по управлению местными водными коммуникациями. Начало осуществления водной реформы приходится на 2003-2004 годы. С тех пор хозяевами важнейшего для населения страны жизненного ресурса стали частные компании. И с тех пор цены на воду пошли вверх.

Государство объясняло необходимость водной реформы тем, что муниципалитеты, собирая с населения деньги за воду, тратили их на самые различные нужды, совершенно не беспокоясь о поддержании водных и канализационных сетей в должном порядке.
Вполне вероятно, что претензии государственных органов власти к муниципалитетам были вполне обоснованными. Но только ли стремлением к наведению порядка в водном хозяйстве страны ограничивались намерения правительства?

Ведь правительство прекрасно понимало, что появление новых посреднических структур в сфере снабжения населения водой повлечет за собой повышение цен на воду, что будет серьезным ударом по социально слабым слоям населения. Кроме того, министерство финансов не могло упустить представившуюся возможность обложить распределение воды налогом на добавленную стоимость (НДС), которого не было прежде, когда эту функцию осуществляли муниципалитеты.

В министерстве финансов умеют хорошо считать деньги, причем не только те, которые уже находятся в их распоряжении, но и те, которые потенциально можно извлечь из карманов израильских граждан. В этом ведомстве , конечно, понимали, что каждый кубометр воды, проданной населению, если обложить его налогом на добавленную стоимость, может принести государству немалую прибыль. Сейчас средняя стоимость одного кубометра воды составляет 10,6 шекеля, а НДС равен 17 %. Это означает, что каждый такой "водный кубик" может принести государству 1,8 шекеля.

А если учесть, что годовое потребление воды домашними хозяйствами Израиля составляет около 700 млн. кубометров, то только в результате обложения воды налогом на добавленную стоимость, население должно будет внести в казну в течение года примерно 1 млрд. 250 млн. шекелей. К этой цифре надо добавить еще налог на большие доходы водных компаний, от чего названная нами немалая цифра должна еще больше возрасти.

Поэтому мы можем утверждать, что одним из наиболее реальных побудительных мотивов проведения водной реформы в том варианте, который был принят, являлось не только желание правительства осуществить модернизацию всего водного хозяйства страны, но и намерение сделать воду одним из существенных источников пополнения доходной части бюджета.

И хотя правительство прекрасно понимало, что появление многочисленных частных компаний (посредников) в деле распределения воды и введение НДС на воду приведет к серьезному подорожанию воды и ухудшению материального положения социально слабых слоев населения, оно без колебаний начало осуществлять намеченную водную реформу.

В 2007 году был осуществлен второй этап этой реформы. Тогда в водном хозяйстве страны была создана новая структура – Управление водных ресурсов, на которое возлагалась задача регулирования и финансирования всех сторон деятельности водного хозяйства Израиля. Именно на это Управление была возложена, в частности, и задача регулирования цен на рынке воды. Не будет излишним подчеркнуть, что создание еще одной структуры в системе управления водным хозяйством – это еще один источник дальнейшего роста цен на воду.

Нынешний этап водной реформы, начавшийся в 2010 году, характеризовался наиболее высокими темпами роста цены на воду.

Объяснялось это нехваткой воды, связанной с засухой, необходимостью провести качественную модернизацию инфраструктуры всего водного хозяйства Израиля, обеспечить более благоприятные условия для строительства и быстрого ввода в эксплуатацию установок по опреснению морской воды. В рамках этого этапа реформы резко повышались цены на воду (так называемый "налог на засуху"). В начале 2010 года ее стоимость возросла сразу на 25 % (по некоторым источникам – даже на 30 %).

Бывший Государственный контролер Миха Линденштраус выступил против такого шага правительства. В декабре 2009 года он обратился в ревизионную комиссию кнессета с требованием проверить необходимость подобного решения. В своем послании к законодателям он предупреждал, что "повышение цен на воду может нанести серьезный удар по необеспеченным и социально незащищенным слоям населения". Он отмечал, также, что "вопросы, связанные с повышением цен на воду, не проработаны должным образом". Он настаивал на том, что "государство должно рассмотреть решение об увеличении расценок и вернуть его на доработку кнессета".

Государство проигнорировало мнение своего главного контролера. Начавшаяся в начале 2010 года серия повышений цен на важнейший жизненный продукт продолжается до сегодняшнего дня. И если в январе 2010 года, кубический метр воды (по квоте) без учета НДС стоил 4,38 шек., то в декабре 2012 года такой кубометр воды стоил уже 7,778 шек., то есть на 77,6 % дороже. А с учетом поднятия в 2012 году НДС с 16 до 17 процентов, реальный рост цен на воду для населения составил 79,14 %. Сейчас (с января 2013 г.) цена такого драгоценного "водного кубика" выросла еще на 2,8 процента. Аналогичный скачок цен мы наблюдаем и в стоимости кубометра "сверхквотовой" воды. С учетом НДС стоимость такой воды для населения выросла за эти три года с 8,92 шек. до 14,65 шек. за кубометр. Сегодня она уже стоит еще дороже на 2,8 процента.

Чистая вода и грязная политика

Подчеркнем, что последнее повышение цен на воду в январе 2013 года произошло не в условиях нехватки воды, а, наоборот, при обильных дождях нынешней зимы, когда погода по своей щедрости бьет многолетние рекорды осадков. Однако реакцией правительства на свалившееся с небес в эту зиму водное изобилие стало новое повышение цен на воду, то есть фактически введение своеобразного "налога на наводнение".

Передача водного хозяйства в частные руки привела к появлению в стране более 50 предприятий по водоснабжению, в которых работают сотни (а может быть и тысячи) сотрудников. Полсотни новых дорогостоящих офисов компаний и отнюдь не минимальные зарплаты их директоров и других новорожденных водных чиновников высокого ранга (управляющих, инженеров, бухгалтеров, юристов и т.д.) существенно повышают для нас стоимость воды, которую мы потребляем.

Попытки объяснить рост цен на воду высокой стоимостью ее опреснения не состоятельны. Действительно, Израиль является сегодня лидирующей в мире страной в области опреснения морской воды и в использовании новейших методов в сфере утилизации отработанной воды. Обладая уникальной технологией в этих областях, он добился прекрасных экономических результатов. Опреснение одного кубометра морской воды обходится в нашей стране примерно в 0,49 евро (около 2,5 шекелей). Это позволяет предприятиям по водоснабжению относительно дешево покупать опресненную воду, по цене порядка трех шекелей за кубометр.

Натуральная вода обходится водным компаниям минимум вдвое дешевле опресненной. Населению же они продавали в конце 2012 года смесь натуральной и опресненной воды в среднем по цене 10,1 шек. за кубометр. При этом доля стоимости опресненной воды составляет в одном кубометре этой смеси только 1,07 шекеля, то есть всего 10,6 %. Поэтому опресненная вода лишь незначительно влияет на стоимость воды, потребляемой домашними хозяйствами.

Однако, не будем подсчитывать доходы водных предприятий. Они наверняка немалые. Об этом можно судить хотя бы потому, что водный бизнес стал весьма привлекательным. Только в январе 2013 года в стране были зарегистрированы еще два новых предприятия по водоснабжению.

Отметим только еще две важные для нашей темы цифры. Согласно данным Управления водных ресурсов Израиля, в цене каждого кубометра воды, проданной потребителю (10,1 шек.), 4,9 шек. (48 %, то есть почти половину из общей стоимости воды) потребитель платит за работу водных компаний. В том числе стоимость аппарата водных компаний и утечек воды составляет 1,5 шекеля (т.е. 15 % цены на воду, которую мы платим).

Действия правительства по приватизации водного хозяйства страны, приведшие к резкому скачку цен на воду, и соответственно, снижению жизненного уровня социально слабых слоев населения, вызвали критику и протесты не только со стороны Государственного контролера, но и со стороны муниципальных органов власти, а также многих общественных организаций.

Так, глава Центра местной власти Шломо Бухбут заявил в конце января с.г., что тарифы на воду для частных потребителей завышены, как минимум втрое. По его словам, настоящая цена кубометра воды составляет 3,1 шекеля, а с потребителя берут 10,6 шекеля. Даже председатель форума директоров водных предприятий Моше Ашкенази в интервью газете "Глобс" (январь 2013) заявил, что "цены на воду легко можно понизить почти на 30 %, если правительство прекратит навешивать на потребителя расходы, не связанные со стоимостью самой воды". Он обвинил также Управление водных ресурсов в искусственном завышении цен на воду. По его словам, последнее повышение цен на воду было абсолютно лишним.

Новый Государственный контролер Израиля Йосеф Шапиро в своем октябрьском отчете (2012) также подверг резкой критике политику Управления водных ресурсов, в том числе в сфере тарифов на воду, что причинило ущерб частным потребителям.

Чтобы смягчить особо тяжелое положение отдельных слоев населения, весной 2012 года "Ассоциация в защиту гражданских прав" разработала специальный законопроект. В этом документе предлагалось снизить тарифы на воду для граждан с ограниченными возможностями (для получающих пособие, для людей с низкими доходами и для тех, кому по состоянию здоровья требуется значительное количество воды). Несколько депутатов поддержали законопроект, но министерская комиссия по законодательству отклонила его.

В июне 2012 года правительство отклонило этот законопроект, продемонстрировав тем самым полное равнодушие по отношению к жизненно важным проблемам беднейшей части своего населения. В очередной раз народ и "его слуги" оказались по разные стороны разделяющей их глубокой пропасти.

Бывший Государственный контролер г-н Линденштраус в своем последнем отчете вновь подверг резкой, но абсолютно справедливой критике политику правительства в вопросах водоснабжения. Особое возмущение госконтролера и жесткую критику с его стороны вызвало отношение правительства к малоимущим слоям населения. В своем постановлении он призвал соответствующие инстанции правительства "провести тщательную проверку нужд слабых слоев населения, инвалидов и людей с ограниченными возможностями, найти способы им помочь и вынести свои заключения на обсуждение в правительстве". К сожалению, и на этот раз призывы госконтролера не нашли отклика у правительства Израиля.

Правительство также отклонило многочисленные предложения различных организаций и даже политических партий (например, коалиционной партии НДИ), а также отдельных лиц, не облагать воду налогом на добавленную стоимость, что значительно снизило бы цены на воду для населения.

Неоправданно высокие цены на воду, значительно превосходящие ее реальную стоимость, превратили этот жизненно важный продукт в один из источников пополнения государственного бюджета. Огромная разница между продажной ценой воды для населения и ее реальной стоимостью для государства стали фактически еще одним дополнительным косвенным налогом, приносящим значительный доход государству.

Этот косвенный налог на воду чрезвычайно удобен для нашего минфина. Можно поздравить его с этой "блестящей идеей" (если, конечно, она родилась в недрах этого министерства). В перманентной "налоговой войне" с населением Минфин абсолютно точно выбрал "правильное направление главного удара". Удара, от которого населению невозможно уклониться. Косвенный налог на воду носит универсальный характер, его платят все без исключения граждане страны. В отличие от других налогов, от него нельзя ни спрятаться, ни укрыться. Например, чтобы избежать высоких косвенных налогов на бензин, можно отказаться от автомобиля и пользоваться общественным транспортом. Чтобы не платить налог на телевидение, можно отказаться от телевизора. А вот от воды отказаться нельзя! Поэтому избежать уплаты косвенного налога на воду практически невозможно, ни полностью, ни даже частично. Для сборов этого налога не нужны никакие тайные агенты. Не нужно даже просить граждан становиться доносителями. Короче говоря, это идеальный для минфина налог. И, попутно заметим, что даже отложить оплату этого налога "в долгий ящик" тоже нельзя.

Изобилие воды и дефицит морали

Передав функции распределения воды частным компаниям, власти страны даже не сочли нужным позаботиться о том, чтобы хоть как-то защитить интересы рядовых граждан и законодательно ограничить возможный произвол новоявленных водных "баронов". В частности, никак не ограничиваются их права на отключение воды за неуплату. Должнику легко можно отключить воду на неограниченное время. Это поставило малоимущих, а, нередко, и граждан, относящихся к средним слоям населения, временно оказавшимся в затрудненном материальном положении, в очень тяжелую ситуацию. Судьба этих людей целиком зависит от "доброй воли" руководителей водных компаний. К сожалению, далеко не всегда эти частные компании, главной и единственной целью которых является извлечение прибыли, проявляют такую добрую волю.

Из личных наблюдений автора, проживающего в центре Иерусалима в небольшом шестиквартирном доме. Несколько недель тому назад отключили воду за неуплату одной молодой малообеспеченной семье, снимающей в нащем доме маленькую квартирку. В семье, состоящей из четырех человек (двое маленьких детей, одной девочке полтора года, а второй – всего два месяца), работает один отец. Доходы семьи – весьма скромные, поэтому и возникла задолженность за воду.

И такой семье, водная компания, не колеблясь, отключила воду! Представляется, что прежде, когда хозяином воды был муниципалитет, никто, даже самый черствый и бездушный чиновник, не позволил бы себе пойти на такой бесчеловечный шаг. Этот, безусловно вопиющий факт является, наверное, характерным проявлением того самого "пещерного" ультраортодоксального капитализма, который слепо ориентирован только на извлечение максимальной прибыли любой ценой и которого давно уже нет ни в одной цивилизованной стране. Да, видимо, все-таки прав был небезызвестный Карл Маркс, который писал, что в мире нет такого преступления, на которое не готов был бы пойти капиталист в погоне за прибылью. Все зависит только от величины этой прибыли.

Думается, что в приведенной выше истории имеет место преступление, причем не только моральное. Ведь людей, которым отключают воду, сознательно ставят в условия, представляющие угрозу для их здоровья. И задержка с оплатой не может служить оправдательным аргументом для подобных карательных мер. Хотелось бы напомнить, что даже заключенных в наших тюрьмах за тяжкие преступления (грабителей, насильников и др.) не лишают воды, и они имеют возможность, например, пользоваться душем. И в то же время в нашей стране можно отключать воду бедным, которые не могут платить за нее столь неоправданно высокие цены. Неужели бедность у нас теперь считается более тяжелым преступлением, чем, например, грабеж или насилие?

Конечно, соседи не оставили эту семью без воды. Однако возникает вопрос, какова в этой и в других подобных историях роль государства. Ведь, предоставив водным компаниям право на отключение воды за неуплату, оно выступает соучастником таких, без всякого преувеличения, преступлений. Думается, что именно государство должно нести главную ответственность за то, что оно создало ситуацию, при которой в нашей стране можно легко лишить человека воды.

Израиль позиционирует себя как еврейское демократическое государство. Оставим в стороне вопрос о его демократичности и не потому, конечно, что наша страна является образцом демократии (вспомним, например, пресловутые "коах адам" или равенство прав и обязанностей всех граждан), а просто потому, что это тема для особого разговора.

Коснемся только вопроса о "еврейском характере" Израиля. Насколько справедливы претензии нашего государства называться еврейским? Ведь определение "еврейское" должно характеризовать не только соответствующий этнический состав его населения. Оно, как представляется логичным, должно подразумевать и высокую еврейскую мораль, которая должна господствовать в нашем обществе. Ту самую мораль, которую еврейский народ, к своей чести, подарил всему человечеству на заре его цивилизации. Но разве совместимы с еврейской моралью такие факты, как лишение человека воды только за то, что он не в состоянии за нее заплатить?.

И, к сожалению, грубо нарушают нормы еврейской морали многие из тех, кто именно в силу своего служебного положения должен стоять на ее страже. Нередко приходится наблюдать в сообществе этих людей обратную картину, а именно: неограниченную жажду обогащения в сочетании с абсолютно наплевательским безразличием (граничащим, наверное, с презрением) к своим наименее имущим согражданам. И только поэтому в стране возможна ситуация, когда в природных условиях Израиля, где бОльшую часть года жарит беспощадное солнце, значительную часть населения страны, из-за искусственно созданной дороговизны воды, фактически заставляют экономить на всем, включая личную гигиену.

В. Бабак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2005 - 2015  pensiaolim.org  
Оформление, разработка и поддержка: Игорь Коган

Пишите нам по адресу admin@pensiaolim.org

Rambler's Top100       HotLog