|
|
Не будем манкуртами, забывшими свои традиции и культуру. Группа репатриантов из бывшего СССР обратилась к депутатам Кнессета, а также к президенту страны, к премьер-министру и к членам правительства с предложением законодательно утвердить дату, когда в Израиле будет отмечаться День памяти об Исходе евреев из СССР. Среди подписавших это обращение, руководители Движения «Хазит аКавод», известные журналисты М.Гильбоа-Герцман, М.Горин, А.Вальдман и М.Котлярский, председатель амуты «Маалот» Давид Шехтер, председатель Форума Ученых-репатриантов Л.Диневич, председатель Союза русскоязычных писателей Израиля Л.Финкель, первый мэр города Ариэль Я.Файтельсон и многие другие. Ранее Кнессет уже принял законы, которые установили подобные даты для нескольких стран, в которых притесняли евреев и откуда им не разрешали выехать в Израиль, в том числе и для Эфиопии. Зачем нужно помнить об исходе евреев из СССР в Израиль? Прежде всего для того, чтобы отдать должное мужеству евреев-отказников, таких как Марк Дымшиц, Эдуард Кузнецов, Иосиф Менделевич, Иосиф Бегун, Давид Мааян (Черноглаз), Натан Щаранский, Юлий Эдельштейн, Яков Файтельсон, Евгений Леин и многих других, кто, рискуя своей свободой и жизнью, в 1960-1980 гг. добивались права выехать из СССР, чтобы жить в Израиле. В результате этой борьбы они добились этого не только для себя, но и для более чем миллиона советских евреев. В этот День мы должны вспомнить также о той международной поддержке, которую оказали советским евреям многотысячные демонстрации евреев США под лозунгом «Отпусти народ мой!», а также о поправке Джексона-Веника 1974 года к закону о торговле Конгресса США , которая сыграла большую роль в том, что советская власть разрешила выезд из СССР миллионам советских граждан. В День памяти об исходе евреев из СССР мы должны также вспомнить о том большом вкладе, который внесли выходцы из Российской империи, а также из Советского Союза в создание и развитие государства Израиля. Мы сможем обсудить также , что необходимо сделать, чтобы восстановить традиции, которые были утрачены советскими евреями за 70 лет советской власти. Речь идет, в частности, о том, что еврейская община в царской России отличалась своей сплоченностью, еврейские группы самообороны выступали в защиту своей общины от погромщиков, а сама община заботилась о нуждающихся стариках. За годы советской власти многие еврейские общины на территории СССР утратили эти традиции. Об этом говорит то обстоятельство, что уже 30 лет репатрианты из СССР и стран постсоветского пространства подвергаются дискриминации со стороны бюрократии. Эта дискриминация имеет различные формы. Она очень плохо сказывается на работе редакции русскоязычного радио Кан Река. Штатное расписание этой редакции не укомплектовано должным образом в течение многих лет, и это не позволяет обеспечить качественную работу русскоязычного радио. Школьные учителя говорят о дискриминации, которой подвергается преподавание русского языка в школе со стороны министерства просвещения. Наиболее вопиющим фактом, является то, что экономической дискриминации со стороны бюрократии подвергаются более более 100.000 пожилых репатриантов из СССР, в том числе живущие на съемном жилье и выплачивающие машканту, а также беженцы Холокоста. Из-за этой дискриминации, а также из-за того, что только 13% пожилых репатриантов согласно данным ЦСУ за 2017-1018 гг. имеют накопительную пенсию, доходы пожилых репатриантов из стран бывшего СССР, проработавших в Израиле по 20-25 лет, почти в 2 раза меньше, чем у других групп пенсионеров. То, что миллионная община выходцев из бывшего СССР не могла в течение многих лет защитить пожилых репатриантов от дискриминации, говорит о том, что мы разучились сообща выступать в свою защиту. В этом отношении гораздо успешнее ведут себя репатрианты из Эфиопии. Несмотря на то, что их община в 10 раз меньше, по сравнению с общиной выходцев из бывшего СССР, они эффективно выступают против их дискриминации и всегда добиваются своих целей. На мой взгляд беспомощность, которую проявляет община выходцев из бывшего СССР, сталкиваясь с дискриминацией, является следствием того, что советская власть лишила их не только культурных национальных традиций, но и традиционной сплоченности, а также способности выступать в защиту членов своей общины. Здесь будет уместно напомнить о том, почему и как советская власть добивалась ассимиляции советских евреев. Компартия СССР всегда рассматривала сионизм как враждебную буржуазную идеологию, которая отвлекает евреев от построения в СССР социалистического общества. Поэтому глава советского правительства В. Ленин и комиссар по вопросам национальностей И. Сталин рассчитывали, что ассимиляции советских евреев порвет ту пуповину, которая связывала евреев с сионизмом. Советская власть задействовала очень эффективную программу действий, которая лишила евреев их национальной культуры и традиций, а также отлучила их от сионистского движения: в СССР были закрыты все еврейские школы и почти все синагоги, запрещено преподавание иврита и еврейской истории. Благодаря этому коммунистической партия удалось подменить духовную культуру и национальное самосознание советских евреев на веру в торжество идеологии марксизма –ленинизма. Кроме того компартия внушила евреям, а также всему советскому народу, что в СССР в ближайшие годы советская власть построит социалистическое общество. После распада СССР в 1991 году ни одна из стран постсоветского пространства уже не вспоминает о строительстве социализма. Лишившись национальной культуры советские евреи превратились в манкуртов, людей, которые не помнят своего прошлого и слепо служат своим поработителям. Советские евреи, также как их предки, жившие тысячи лет назад в Египте, оказались в рабстве. Это было особое, духовное рабство. Несмотря на то, что евреев в СССР притесняли и ограничивали в правах, сделали их изгоями, они в большинстве своем были патриотами советской власти и вносили большой вклад в науку, культуру и безопасность Советского Союза. Вскоре после окончания войны с нацистской Германией советские власти начали проводить политику государственного антисемитизма. Это проявилось, в частности, в том, что был распущен еврейский антифашистский комитет (ЕАК), уничтожена подготовленная к печати «Черная книга» о Холокосте на территории СССР, а на партийных собраниях коммунистам объясняли, что евреи не являются нацией, потому, что у них нет своего языка и своей территории. Возможно, что это было вызвано тем, что советская власть столкнулась после войны с большими экономическими трудностями и поэтому пыталась в качестве козла отпущения использовать евреев. Как известно, в результате нацистской пропаганды в СССР в это время процветал бытовой антисемитизм. Ущемление прав, притеснения и преследования евреев в СССР особенно обострилось после создания в 1948 году государства Израиль. Это выразилось в проведении сфальсифицированных судебных процессов: суд и расстрел членов Еврейского Антифашистского комитета, дело еврейских врачей, суд над евреями завода имени Сталина и т.д.. После смерти руководителя советского государства Иосифа Сталина, по указаниям которого проходили эти судебные процессы, в Советском Союзе были изданы секретные указы о том, что советских евреев надо считать потенциальными иностранными агентами. Негласно проводилась государственная антисемитская политика, направленная на ограничение прав еврейского населения страны: была введена процентная норма при приеме евреев на работу во многие учреждения и на обучение в высшие учебные заведения. Контроль за выполнением этих секретных инструкций был возложен на партийные органы. Раввин Григорий Котляр на одном из семинаров Движения «Хазит Акавод» сказал, что евреи были единственной группой среди военнослужащих в советской армии, кто стеснялся своей национальности. Многие еврейские дети из-за унизительного положения евреев в советском обществе получали психическую травму, когда узнавали, что их родители - евреи. Секретная политика государственного антисемитизма продолжалась вплоть до развала СССР в 1991 году. Празднуя День исхода евреев из Советского Союза мы обязательно вспомним о большом вкладе репатриантов из СССР в экономику, безопасность и культуру государства Израиль, о вкладе Красной армии и евреев, воевавших в ее рядах, в разгром нацистской Германии в 1941-1945гг., и о тех тяжелых испытаниях, которые выпали на долю узников концлагерей и гетто, блокадников Ленинграда и беженцев Холокоста во время ВОВ на территории СССР. В этот День мы должны вспомнить как в 1903 году во время Базельского Сионистского Конгресса делегация российских евреев не позволила принять решение о создании государства евреев в Уганде в соответствие с предложением английского правительства, а также какую большую роль в создании и становлении государства Израиль сыграли Бен Гурион, Хаим Вайцман, Зеев Жаботинский, Ицхак Садэ, Леви Эшколь, Голда Меир и многие, многие другие выходцы из Российской империи. При обсуждении вопроса, какой день стоит выбрать, чтобы отмечать День массового исхода советских евреев из СССР в Израиль, то наиболее подходящими являются, возможно, 15 июня или же 31 декабря. 15 июня 1970 года группа советских евреев-сионистов при участии Марка Дымшица, Эдуарда Кузнецова, Иосифа Менделевича и других (всего 12 человек) планировала захватить в Петрозаводске небольшой самолет и улететь на нем в Финляндию. Участников этой группы судили в декабре 1970 года (так называемое Ленинградское самолетное дело), причем Марка Дымшица и Эдуарда Кузнецова приговорили к высшей мере наказания, а остальных к различным срокам лишения свободы. Под давлением международной общественности и массовых демонстраций протеста против этого приговора 31 декабря 1970 года Верховный суд заменил смертную казнь М. Дымшицу и Э. Кузнецову на 15 лет лишения свободы, Остальным участникам группы также были снижены меры наказания. После распада РФ, новое правительство РФ и других государств на постсоветском пространстве отказались от политики государственного антисемитизма, проводившейся советской властью в течение ряда лет. Однако многие документы периода советской власти с 1948 по 1991 гг. гг., которые касаются антисемитской политики советской власти, направленной на ущемление прав еврейского населения, до сих пор не опубликованы. . Это оставляет надежду различным антисемитам, что подобная государственная политика может повториться. Ежегодное празднование Дня исхода евреев из СССР в Израиль позволит нам отдать должное этому историческому событию в жизни репатриантов из бывшего СССР, а также государства Израиль. Политика советской власть, направленная на ассимиляцию советских евреев, нанесла очень большой ущерб советским евреям не только потому, что лишила их традиционной еврейской культуры, но еще и тем, что разобщила их. Это очень отрицательно сказалось на их жизни в Израиле, поскольку сделало их беззащитными перед бюрократией, которая ущемляет их права и дискриминирует выходцев из СССР. Можно надеяться, что празднование Дня памяти об исходе советских евреев из СССР сплотит выходцев из бывшего СССР, будет содействовать развитию у них еврейского самосознания и самоуважения, а также позволит им более эффективно противостоять любым формам дискриминации, с которой сталкиваются репатрианты из бывшего СССР. Д-р Александр Берман, президент Движения «Хазит аКавод»
|
|